Игорь Тарасов (itarasov) wrote,
Игорь Тарасов
itarasov

Categories:

Тема рыбной ловли в искусстве Японии XVIII-XIX веков

В традиционной кухне Японии значительную роль играют рыба и морепродукты. Неудивительно, что рыбный промысел здесь был важным видом хозяйственной деятельности. Это обстоятельство, в том числе,  нашло отражение и в японском искусстве.

При этом, художественные изображения со сценами рыбной ловли интересны не только для зрительного восприятия. Они еще несут информацию о способах и орудиях лова в старые времена. Являясь, таким образом, своеобразным этнографическим источником.  


Утагава Куниёси, ксилография,  серия «Знаменитые места в Эдо», период Эдо, 24,6 Х 36,4 см, 1830-1835 гг. Collection the British Museum: № 2008,3037,03604.

На рисунке знаменитого Хокусая можно увидеть не просто огромный невод, вытягивание которого требует множества рук, но и вспомогательное устройство для этого – ручной ворот. Его изображение нередко встречается на старинных фото из разных уголков Российской империи.


Кацусика Хокусай, ксилография (суримоно), период Эдо, 1820-е гг. (?). Collection the British Museum: № 1907,0531,0,155.

Сети для промысла использовали разных размеров, некоторыми можно было промышлять и в одиночку. Разве что рядом держать на подхвате сына.


Судзуки Харунобу, ксилография, школа укиё-э, период Эдо, эра Мэёва, 1765-1770 гг. Collection the British Museum: № 1906,1220,0,74.

Есть интересная серия женских портретов, где обязательно на стене за спиной висит картина. Нередко сюжетами этих картин являются сцены рыбной ловли. Как на следующем нашем изображении.


Утагава Куниёси, ксилография, серия «Знаменитые сокровища гор и морей», период Эдо, 35,6 Х 24,8 см, 1852 г. Collection the British Museum: № 2008,3037,02117.

Здесь мы видим двух рыболовов производящих промысел подъёмниками-пауками. Один из них как раз поднял снасть и вычерпывает сачком из сетки рыбу. Обращает на себя внимание обустроенность места - стоят навесы-шалаши, и установлен приколок из жердей. Он создает препятствие течению, и помогает образованию «обратки». Такое место любит рыба, и как раз туда и опускают подъёмник.


Утагава Куниёси, ксилография (фрагмент), серия «Знаменитые сокровища гор и морей», период Эдо, 1852 г. Collection the British Museum: № 2008,3037,02117.

На другом подобном изображении рыбаки на картине размещают ставную сеть.


Утагава Куниёси, ксилография (фрагмент), серия «Знаменитые сокровища гор и морей», период Эдо, 1852 г. Collection the British Museum: № 2008,3037,02118.

Изображение промысла с помощью большого сачка (сака) треугольной формы тоже нередко встречается на старинных японских рисунках. В России этот способ назывался саченье, или, ловля намётом. Представленная ниже картина интересна тем, что на ней детально прорисован способ крепления головы сачка к рукояти.


Утагава Куниёси, ксилография (фрагмент), период Эдо, 1845-1846 гг. Collection the British Museum: № 2008,3037.17409.

Ловили рыбу не только большими саками. Некоторые размеры и формы таких орудий почти не отличаются от привычных нам приспособлений для подсачивания рыбы, пойманной на удочку или спиннинг.


Утагава Куниёси, ксилография,  серия «Двадцать четыре образца сыновней почтительности», период Эдо, 25,5 Х 36,6 см, ок. 1843 г. Collection the British Museum: № 2008,3037,16905.

Таким сачком мог ловить рыбу любой пацан, пока его мама занимается стиркой :)


Судзуки Харунобу, ксилография, школа укиё-э, серия «Шесть рек в Тамагава», период Эдо, эра Мэёва, 1765-1770 гг. Collection the British Museum: № 1937,07 10,0,3.

В Японии широко практиковалась экзотическая для нас ночная ловля рыбы с помощью дрессированных бакланов.


Судзуки Харунобу, ксилография, школа укиё-э, период Эдо, эра Мэёва, 1765-1770 гг. Collection the British Museum: № 1929,0218,0,1.

Большой популярностью у японцев пользовалась ловля рыбы удочкой. Такая рыбалка привлекала людей разного пола, возраста, а также сословия.


Китагава Утамаро, ксилография,  часть триптиха, период Эдо, эра Консэй, 37,1 Х 24,9 см, ок. 1790 г. Collection the British Museum: № 1949,0409,0.68.1-3.

Впрочем, чему тут удивляться, ведь сам бог рыбалки Эбису, изображенный ниже, любил в свободное от своих божественных дел время провести пару-тройку часиков на речке с удочкой :).


Ханабуса Итчо, бумажный свиток, чернила, школа Кано, период Эдо, 29,8 Х 55 см, 1652-1724 гг. Collection the British Museum: № 1913,0501,0.137.

Суровый самурай, не расстающийся со своими мечами и на рыбалке, серьезно подошёл к процессу. Три удочки, садок для рыбы, вёрша, видимо на всякий случай – а ну как на удочку клевать не будет?! А что это у него у левой ноги – уж не коробочка ли для наживки?


Утагава Куниёси, ксилография, серия «Шестьдесят девять почтовых станций Кисокайдо», период Эдо, 35,6 Х 24,5 см, 1852 г. Collection the British Museum: № 2008,3037,14765.

Завершить свою заметку хочу одной замечательной картиной, на которой изображён отдыхающий рыболов-удильщик. Благостное выражение его лица, да и вся расслабленная поза, как бы свидетельствуют – рыбалка удалась! :)


Кацусика Хокусай, ксилография (шикисибан, суримоно), период Эдо, 21,8 Х 18,4 см, ок. середины 1820-х гг. Collection the British Museum: № 1906,1220,0,479.

Используемые в настоящей заметке изображения взяты с интернет-сайта Британского музея (https://www.britishmuseum.org/collection).

Tags: Япония, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “искусство” Tag