Игорь Тарасов (itarasov) wrote,
Игорь Тарасов
itarasov

Как индейцы тлинкиты палтуса ловили

Весной прошлого года, фотографируя орудия рыболовства из экспозиций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, я обратил внимание на необычную форму составных деревянных крючков, которые использовали для лова крупной морской рыбы индейцы тлинкиты. Тогда же, я решил непременно выяснить, каким образом могли использоваться эти крючки, вот, только, все как-то руки не доходили:). А несколько дней назад, случайно, наткнулся на небольшую статью Алексея Цессарского, посвященную этой теме. Заинтересовавшись, я нашел еще некоторое количество достаточно любопытных материалов, с которыми и делюсь

Tlingit-01

Несколько слов о коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Коллекция предметов традиционной культуры тлинкитов пополнялась в течении более ста лет, начиная с конца XVIII в. Разнообразные предметы быта, культуры, орудия труда, оружие и т.п. доставляли в Кунсткамеру российские мореплаватели, путешественники, служащие Российско-Американской компании, с территории Русской Америки – владений Российской империи на американском континенте (до 1867 г.). На сайте Кунсткамеры существует электронный каталог «Тлинкиты».

Тлинкиты (тлингиты) - индейский народ, проживающий на юго-востоке Аляски и прилегающих частях Канады. Самоназвание - тлингит, означает «человек, люди». В старых русских источниках они фигурируют под названиями: ко́лоши, ко́люжи. (Фото 1906 г. из колл. University of Washington Libraries)
Tlingit-02

О коллекции рыболовных крючков и их использовании пишет С.А. Корсун в статье «Тематическое собрание МАЭ по тлинкитам» (Антропологический форум. №1. Современные тенденции в антропологических исследованиях. СПб, 2004. С. 278-296).
«Основным видом хозяйственной деятельности этих индейцев было рыболовство. Если лосося и другую красную рыбу ловили при помощи ловушек, запруд и больших сачков, то при добыче палтуса использовали большие деревянные крючки, сделанные в форме рогатки. В собрании МАЭ имеется пять таких крючков (№ 2539–2, 2539–3, 2539–5, 2539–6, 2539–7), а также акварельный рисунок утраченного экспоната (№ 2539–4).

Для ловли палтуса индеец выезжал в море и на небольшом расстоянии от берега устанавливал массивный деревянный поплавок, который обычно вырезали в форме водоплавающей птицы (№ 2888–91). К поплавку привязывали длинную лесу (№ 2539–8), другой конец которой прикреплялся к каменному грузилу (№ 2539–9). На небольшом расстоянии от грузила к лесе крепились несколько деревянных крючков с металлическим или костяным острием. На крючке обязательно вырезалась фигура мифического существа, животного или человека. Индейцы считали, что палтус очень любопытен и обязательно подплывет к крючку, чтобы рассмотреть фигуру, вырезанную на нем. Когда палтус заглатывал крючок, то его конструкция в виде рогатки не позволяла рыбе освободиться. Через несколько часов после установки в море поплавка с крючками индеец подплывал, чтобы забрать добычу. Подтащив рыбу к лодке, ее добивали специальной костяной дубинкой (№ 5805–1).»

Палтус (морской язык) - общее название для 4 видов рыб семейства камбаловых, обитающих в северных морях. В зависимости от вида, может достигать максимальных длины от 50 см и веса 3 кг, до 4,5 м и более 300 кг. Является ценным объектом промысла. (Фото А.М. Орлова )
Tlingit-03

В настоящее время для лова палтуса рыболовы использую вполне обычные крючки. Да и индейцы тоже знали и с успехом использовали крючки, более привычной нам конструкции. Чем же была вызвана необходимость использования крючков V-образной формы? Вот что об этом пишет, упомянутый выше, Алексей Цессарский в своей статье «Несуразные крючки» (газета «Рыбак-рыбака», № 51, 2013).

«Именно вываживание было самым ответственным моментом всей рыбалки. Достаточно представить себе неспокойное холодное северное море и рыбака в небольшом одноместном каноэ, чтобы оценить всю прелесть такой ловли. Но палтус для индейцев служил основой пропитания, и выбирать не приходилось. Единственное, можно было как-то застраховаться от того, что попадется слишком большая рыба – ведь тихоокеанский палтус может достигать длины больше двух метров и веса больше 100 кг. Попадись такой – и итог ловли в лучшем случае оборванная снасть.

Избежать такого финала и помогал хитроумный крючок: он фактически сортировал рыбу, отсекая чрезмерно крупные экземпляры, способные перевернуть каноэ с рыбаком. Слишком большая рыба заглатывала весь крючок целиком, но благодаря его конструкции не засекалась и просто выплевывала его обратно. Оказаться на крючке длиной порядка 25 см могли только палтусы среднего размера: весом 10–20 кг, не больше и не меньше.»

Им же приведены и некоторые технические подробности использования снасти.
«В интернете много изображений таких крючков, но практически на всех на них крючок расположен так, что стержень с острием находится снизу, а стержень с бечевкой сверху. Это и сбивает с толку: можно подумать, что и в рабочем положении в воде крючок был подвешен на бечевке так, что стержень с острием находился снизу. Тогда и правда трудно понять, как такой крючок мог засекать рыбу и зачем вообще была придумана такая необычная конструкция. На фото хорошо видно, что палтус при всем желании не смог бы засечься за острие такого крючка: верхний стержень просто не позволил бы ему втянуть крючок в пасть на достаточное расстояние.

Tlingit-04

…К бечевке привязывалось каменное грузило, и крючок висел над дном в таком положении, что стержень с острием располагался сверху. Крючок наживлялся или небольшой рыбкой, а еще лучше – щупальцем осьминога, как показано на рисунке из книги Стюарт. При таком расположении крючка палтус уже вполне может втянуть наживку в пасть.»

Упомянутая книга Хилари Стюарт – «Рыбная ловля у индейцев: ранние способы рыбалки на северо-западном побережье» (Indian Fishing: Early Methods on the Northwest Coast). Американская исследовательница много лет отдала изучению традиционной культуры и искусства индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Кроме названной книги опубликовала еще ряд значительных научных трудов. Я не нашел электронной копии этой книги, тем не менее, в сети можно найти некоторые сканированные страницы из нее.
Tlingit-05

Некоторые интересные факты из этой книги.

Название крючка в научной литературе - «крючок северного типа для ловли палтуса» (The Northern Halibut Hook). Но существует еще и другое его название - "clumsy hook", которое можно перевести как «неуклюжий крючок», или, «несуразный крючок».

Для того, чтобы крючок занимал правильное положение в воде, каждая его часть вырезалась из разных пород дерева. Для части со вставным иглообразным жалом, что располагалась выше, использовались легкие породы, например, туя или кедр. Вторая, резная часть, вырезалась из более тяжелых пород, таких, как ольха.

Сама снасть, по своему типу, была ставной. Очень часто, один рыбак обслуживал несколько «поставушек» расположенных на расстоянии друг от друга. Это приводило к тому, что палтус на крючке мог провести некоторое время, за которое он немного изжевывал верхнюю часть крючка. Со временем, эта часть значительно истончалась, из-за чего вырезали новую, и, разобрав крючок, меняли ее, привязывая к старой резной половинке.

Перед наживлением крючка кисти рук тщательно протирали свежими морскими водорослями, после чего, дополнительно, окунали их в морскую воду. Считалось, что это отбивает человеческий запах и палтус без боязни заглатывает наживку.

Для того, чтобы своими глазами увидеть как работает этот крючок, Хилари Стюарт провела эксперимент в резервуарах с палтусами в Тихоокеанском институте окружающей среды (Западный Ванкувер). При этом, она использовала крючки, которые изготовила своими руками.

Tlingit-06
Фото сайта Finch & Co. Antiques & Works of Art.

Традиционная культура североамериканских индейцев – это и мир различных верований, культов, обрядов, анимализма, тотемизма, шаманизма и т.п. Какую бы сторону их жизни мы не обсуждали, какой бы род деятельности не упомянули, обязательно столкнемся с сопутствующими мифологическими представлениями. Конечно же, и рыболовство в целом, и промысел палтуса в частности, были включены в эту сложную систему взаимоотношений человека и природы. Как же на практике осуществлялись эти взаимоотношения? Ответ я нашел на интернет-форуме «Лагерь Красных Томагавков».

«Изготовляя крючок, мастер украшал его руководствуясь известными ему мифологическими образами и понятиями. Изображения на резных половинках крючков были весьма разнообразны и замысловаты, порой достаточно сложны композиционно. Однако можно выделить несколько наиболее часто встречающихся мотивов. Как правило, это изображения духов, мифических существ, которые могли особенно эффективно повлиять на лов палтуса.

Один из таких мотивов - антропоморфное изображение, часто трактуемое как фигура шамана. Часто в руках шаман держит дубинку для оглушения палтуса или какой-либо ритуальный предмет. Лицо шамана вырезается аналогично шаманским маскам с губами сложенными для песни. В случае с крючками – это песня обращена к духу палтуса. Фигура шамана может быть изображена вместе с духом-помощником или в его маске.

В роли духа-помощника выступает существо, также имеющее непосредственное отношение к ловле палтуса или вообще к рыбному промыслу. Например, это может быть мифологическая Выдра, изображения которой часто встречаются как отдельный элемент декора крючка. Выдра плавает как рыба, имеет перепончатые ноги как водоплавающая птица, а согласно мифологии когда-то была человеком и помогла людям, указав путь к земле. Вырезая фигурку Выдры на крючке, человек просит духа Выдры, как отличного морского охотника помочь ему в ловли палтуса. Так же довольно часто встречаются на крючках изображения ворона. Ворон Йель – герой множества северо-западных мифов и сказок, культурный герой и трикстер. Йель считался всемогущим создателем мира. Согласно легендам Йель отличался необыкновенной прожорливостью и постоянно был занят поисками пищи. Однажды он так захотел есть, что решился нырнуть под воду и украсть с крючков у рыбаков наживку для палтуса. Однако его постигла неудача – он зацепился за крючок и лишился кончика клюва, но с помощью хитрой уловки вернул его себе.

Помимо вышеупомянутых мотивов на крючках для ловли палтуса можно встретить изображения различных рыб – акул, касаток, собственно палтуса. Иногда это сложные полейконические изображения или просто фигуры, которые мастер счел уместным и целесообразным поместить на крючок. Но неизменно то, что их присутствие всегда имеет четкое мифологическое объяснение. В связи с этим можно отметить, что в мифологических повествованиях племен северо-западного побережья использовался особый «священный» язык, в котором существовала целая система метафор для обозначения предметов, обладавших сверхъестественной силой. Так палтус именовался «Рожденным-Быть-Дарителем-В-Доме», а крючки для его ловли - «Младшими Братьями».

Tlingit-07
Фото сайта Northwest Coast Indians

В заключение, индейская легенда о том, как люди начали ловить палтуса (интернет-форум «Лагерь Красных Томагавков»).

«Давным-давно жил охотник, его деревня была очень бедна. Долгое время они голодали, потому что все животные ушли. Однажды охотник отправился рыбачить. Он пришел на берег и закинул леску с крючком. Через некоторое время из воды выскочил Палтус и сказал:
- Я хотел бы проглотить твой крючок, но он слишком велик, а мой рот - слишком мал.
Так началась беседа между Охотником и Палтусом. От Палтуса Охотник узнал, что в этих водах живет лишь один Палтус.
- А где же другие рыбы? – спросил Охотник.
- А зачем тебе другие?
- Все звери покинули эти места. Люди в моей деревне голодают и я должен принести им рыбы, что бы они не умерли с голоду.
И тогда Палтус сжалился и рассказал Охотнику где обитают палтусы и множество других рыб.
- И раз уж ты не можешь поймать меня, иди в то место и лови там других рыб.
После этой встречи деревня больше ни когда не знала голода.»

Тотемные столбы с изображением палтуса. Аляска. Фото Mary Harrsch, Mary Peterson.
Tlingit-08

На сайте «Страницы истории рыболовства» можно прочесть раздел о рыболовстве из книги Ю.П. Аверкиевой «Рабство у индейцев Северной Америки».

Tags: орудия рыбного промысла, тлинкиты, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments