Игорь Тарасов (itarasov) wrote,
Игорь Тарасов
itarasov

Categories:

Рыболовные снасти против нечистой силы

Недавно промелькнула любопытная новость из английского города Уотфорда. Там, при сносе старого паба, в каминной трубе был обнаружен стеклянный пузырек, наполненный разнообразными предметами. Такие сосуды известны специалистам по фольклору – они использовались для защиты зданий от ведьм, и эта традиция восходит к первой половине XVII века.

01
Источник новости и фото ПОЛИТ.РУ - https://polit.ru/news/2019/11/05/ps_witch_bottle/

В такие пузырьки, обычно, помещали булавки, гвозди, шипы растений, мочу, обрезки волос и ногтей и т.п. По представлениям людей того времени считалось, что моча и волосы привлекают ведьм, а острые предметы наносят им раны. Находка из Уотфорда интересна тем, что здесь, среди прочих предметов, находились рыболовные крючки. Возможно, поместивший их туда владелец паба рассчитывал, что ведьму эти крючки не только поранят, но еще и надежно зацепят. Ну а там уже можно и добить как-нибудь эту нечисть :).

Информация об использовании рыболовного крючка как некого магического артефакта мною встречена впервые. А вот другое орудие - промысловая сеть – достаточно известный в этом отношении предмет. Магические свойства ей приписывали из-за множественного переплетения нитей и обилия узелков.

02

Чаще всего рыболовную сеть использовали в качестве оберега от темных сил. Старую, уже не подлежащую ремонту сеть, вешали на стены изб, бань, или амбаров. В русском свадебном обряде жениха и невесту, перед венчанием, перепоясывали куском невода, или сетки, снятой с мережи или вентеря. Или же, сеть могли одеть на голое тело невесты, под венчальное платье. Считалось, что такое действие отводило порчу, дурной глаз, и мешало нечисти навредить молодожёнам. 

03
А.П. Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880 г. Государственная Третьяковская галерея.

На севере Македонии, покойника на ночь покрывали сетью, чтобы он не стал вампиром. А кашубы (польское Поморье), нередко и хоронили с сетью, чтобы покойник не смог вернуться в мир живых. У хорватов, на масленицу, парни могли ходить по селу обнаженными, обернутые только сетью – так они отгоняли нечистую силу.

На Пинеге (Русский Север), что бы избавиться от сглаза, произносили заговор над кусочком рыболовной сетки. У карел, в родильном обряде, роженица после первой бани поверх рубахи повязывала себя куском сетки от рыбацкого садка, и носила эту повязку шесть недель. Считалось, что именно столько времени она была наиболее восприимчива к порче, и другим проявлениям темных сил.

Исследователи считают, что вера в магические силы рыболовной сети возникла в первобытные времена, следом за изобретением этого промыслового орудия. Еще совсем недавнее её использование для защиты от темных сил, где-то, было лишь данью устоявшейся традиции, а где-то, связано с многовековыми суевериями. А мне любопытно, встречается ли подобное в наши дни?

Tags: этнография
Subscribe

Posts from This Journal “этнография” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments