Игорь Тарасов (itarasov) wrote,
Игорь Тарасов
itarasov

Сцены ужения рыбы на кувшине из сарматского погребения I в. н.э.

В 1982 году, в ходе археологических раскопок кургана 28 могильника Высочино-VII (Азовский р-н Ростовской обл., рук. – Е.И. Беспалый), немного в стороне от сарматского погребения I в. н.э. были обнаружены два тайника. В одном из них находился комплект золотой и серебряной посуды, связанной с обрядовыми действиями. Среди посуды выделялся серебряный кувшин с гравированным позолоченным орнаментом. По мнению специалистов, кувшин был изготовлен в Парфии. На сосуде, среди прочих изображений, присутствуют сцены ужения рыбы.

Сарматский кувшин-1

Орнамент, которым был украшен кувшин, являет собой многосюжетную композицию отражающую иранскую космологию, связанную со священным миром Авесты. Сюжет подробно исследован С.И. Лукьяшко, его публикацию «Древнеиранский космологический сюжет на серебряном кувшине из сарматского погребения у г. Азова» можно прочесть в каталоге выставки в Государственном Эрмитаже 2008 г. «Сокровища сарматов».

Сарматский кувшин-2

А вот как исследователь интерпретирует запечатленные на кувшине сцены рыбной ловли. «В духовном контексте погружение в глубинные воды и возвращение из них означает возрождение. Это синонимично рыбной ловле и является аллегорической формулой возрождения и, в конечном счете, синонимично омовению – важнейшей церемонии в обрядовых действиях древних иранцев. В этом, по всей видимости, ключ к пониманию функционального назначения сосуда.»

Сарматский кувшин-3

Я, если честно, очень слабо разбираюсь в мировоззрениях древних иранцев. Но, один момент мне показался крайне символичным. В сцене рыбной ловли были изображены не промысловики с сетями – более уловистыми и распространенными снастями, а именно рыболовы с удочками. Не потому ли, что ужение этой снастью требует более высокого мастерства, на грани искусства? И не потому ли, что ловля удочкой располагает к вдумчивому созерцанию окружающего пространства и настраивает удильщика на философское восприятие мира? И, может быть именно поэтому, в качестве аллегорических изображений были выбраны удильщики-философы? Кто знает…
:)


Кувшин хранится в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике (инв. № КП-19532/170).

За наводку СПАСИБИЩЩЕ моему коллеге – Сергею Воронятову!

Tags: искусство, ранний железный век, сарматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments